Eлeнa Пoпoвa
Rido / Shutterstock.com
В Гoсдуму внeсeн прoeкт зaкoнa, сoглaснo кoтoрoму при oпрeдeлeнии кадастровой стоимости земельного участка для исчисления земельного налога в случае использования его в предпринимательской деятельности должен учитываться экономически обоснованный уровень рентабельности, обеспечивающий безубыточность использования данного земельного участка. Показатели рентабельности планируется определять на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности предпринимателя.
Речь идет о том, что в течение срока использования земельного участка в случае, если его рентабельность снижается меньше минимального значения, то для целей налогообложения принимается минимальное значение кадастровой стоимости. Если же рентабельность земельного участка превышает максимальное значение, то для целей налогообложения принимается максимальное значение кадастровой стоимости. При этом такой порядок не должен приводить к уменьшению общей суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.
В свою очередь порядок определения минимального и максимального значения кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения предлагается устанавливать Правительством РФ. Соответствующие корректировки планируется внести в в Федеральный закон от 03 июля 2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон № 237-ФЗ).
Узнать, как в судебном порядке оспорить кадастровую стоимость земельного участка, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Как отмечается в пояснительной записке к документу1, в настоящее время для целей налогообложения земельных участков налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (ст. 390 Налогового кодекса). При этом законодательством о государственной кадастровой оценке и налоговым законодательством установлены принципы экономической обоснованности (ст. 4 Закона № 237-ФЗ) и экономического основания, а также необходимость учета фактической способности налогоплательщика к уплате налога (ст. 3 НК РФ). Однако в правоприменительной практике эти принципы не соблюдаются из-за отсутствия правового механизма их реализации.