Вaлeрия Зeнoвинa
Syda Productions / Shutterstock.com
Пo дaнным Рoсстaтa, зa прoшлый гoд выявлeнo 42,5 тыс. прeступлeний, сoвeршeнныx нeсoвeршeннoлeтними. Этo нa 12,5% мeньшe, чeм в 2016 гoду. Тaкaя стaтистикa, пo некоторым оценкам, закономерна. Так, член Общественной палаты Санкт-Петербурга Пётр Шелищ в ходе вчерашнего круглого стола в ОП РФ предположил, что эта общая тенденция связана с изменением мировосприятия подростков и повышением культуры в обществе. В то же время, по его словам, для дальнейшей детальной работы по профилактике преступлений необходима более определенная статистика, например, по каким именно статьям Уголовного кодекса подростки совершают преступления, в каких регионах уровень подростковой преступности выше, а также каков процент рецидива. По мнению эксперта, такие данные позволят в дальнейшем принимать более конкретные меры.
Что является главным последствием ограничения родительских прав? Ответ – в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступ
Как представляется, эти меры должны затронуть в первую очередь тех подростков, которые уже совершили правонарушение. Эксперты сходятся во мнении, что в данном случае необходима детальная социальная работа с ними. Так, Пётр Шелищ считает необходимым собрать данные об условиях жизни и возможностях самореализации тех, кто отбыл наказание и находится в зоне риска рецидива. Такие подростки нередко сталкиваются, в частности, с проблемами поиска жилья и работы. Помощь им, как считают общественники, должна оказываться на уровне регионов, но под контролем федерального центра. Более того, помогать подросткам, уже совершившим правонарушение, должны исключительно квалифицированные специалисты, на это указал заведующий кафедрой социальной педагогики РГСУ, д. п. н. Лев Мардахаев. При этом, по оценке эксперта, сегодня вузы не занимаются подготовкой таких кадров.
Кроме того, работу по профилактике подростковой преступности нужно продолжать еще и из-за того, что статистика может не отражать реального положения вещей, считают отдельные специалисты. Руководитель федерального направления «Декриминализация молодежной среды» ВОО «Союз Добровольцев России» Анастасия Ковалева сообщила, что сегодня действительно снижается нагрузка на воспитательные колонии. «Но я бы не сказала, что это победа, так как растет количество условно осужденных», – указала она. С такими подростками, по мнению эксперта, также необходимо проводить детальную социальную работу, например, вовлекать в благотворительные мероприятия в качестве участников, показывая их нужность в обществе.
Однако сложность профилактики преступности несовершеннолетних заключается в том, что превентивные воспитательные меры должны затронуть еще и тех подростков, которые не совершали правонарушения. «Занятие детей в их свободное время – то, что так или иначе снижает уровень преступности», – отметил заместитель директора «Росдетцентра» по региональному взаимодействию, представитель организации «Российское движение школьников» Дмитрий Покровский. Эксперт добавил, что в связи с этим необходимо сформировать активную деятельность для детей во внеурочное время, причем обеспечить им качественный досуг. То есть предположительно, такая деятельность не должна ограничиться отчетностью местных органов о количестве подростков, вовлеченных во внеурочные занятия. И кроме того, по мнению некоторых экспертов, подобный досуг не должен навязываться и ограничиваться одной тематикой, в частности, воспитанием военного патриотизма. Представитель Главного управления охраны общественного порядка МВД России Мария Кольцова добавила к этому, что современных подростков нужно уметь заинтересовать.
Следовательно, при таком подходе проблем выявляется еще больше: неясно, какое именно ведомство должно обеспечивать такое воспитание, и насколько этот процесс возможно законодательно урегулировать, особенно учитывая, что эксперты так и не сошлись во мнении, как именно нужно осуществлять воспитание подростков. Часть, например, считает, что необходимо прививать любовь к ремесленному труду и уважение к коллективу. Другие напоминают, что в основу государственной молодежной политики, напротив, положена самореализация (п. 2 Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года).
Представляется, что вопрос воспитания – как законопослушных подростков, так и тех, кто уже совершил правонарушения, требует принятия комплекса мер и скоординированных действий нескольких государственных органов, а также общественных организаций. Несовершеннолетним правонарушителям, по мнению экспертов, требуется больше внимания со стороны государства. Впрочем, как уверяют власти, эта проблема сегодня и так прорабатывается. Напомним, в марте прошлого года была принята Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года. Заместитель начальника отдела Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России Ирина Пестовская подчеркнула, что этот документ направлен на координацию работы в данной сфере и позволяет поставить приоритет ранней профилактики подростковой преступности, систематизировать действия властей и устранить пробелы в законе.