KrisCole / Depositphotos.com
Дo судa дoшeл oчeрeднoй спoр o прaвoмeрнoсти oткaзa ФСС Рoссии в зaчeтe средств, потраченных работодателем на выплату пособия по уходу за ребенком в период продолжения работником работы на условиях неполного рабочего времени (постановление АС Западно-Сибирского округа от 31 июля 2018 г. № Ф04-3150/18).
Напомним, что статья 256 Трудового кодекса предоставляет право во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия по государственному социальному страхованию. И хотя любое уменьшение рабочего времени по сравнению с предусмотренной для соответствующей категории работников нормой свидетельствует об установлении неполного рабочего времени, это не всегда позволяет сохранить за работником право на получение пособия.
Подробнее о сложившихся в судебной практике подходах в отношении максимальной продолжительности неполного рабочего времени, при котором за работником сохраняется право на ежемесячное пособие, – в «Энциклопедии решений» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Так, уже признавалась противоправной выплата работникам пособия за счет средств ФСС России при условии сокращения продолжительности их рабочего времени на 5 и 12 минут в день (определения Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2017 г. № 307-КГ17-1728, от 1 декабря 2017 г. № 309-КГ17-17691). Свои решения судьи объясняли тем, что пособие по уходу за ребенком призвано компенсировать заработок, утраченный из-за неполного рабочего времени, сокращение которого вызвано необходимостью в оставшееся рабочее время продолжать осуществлять уход за ребенком. Вместе с тем столь незначительное сокращение продолжительности рабочего времени не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В такой ситуации пособие по уходу за ребенком приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении работодателем правом в целях предоставления работнику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств ФСС России.
В то же время до сих пор неясно, какое именно минимальное сокращение рабочего времени можно считать достаточным для сохранения за работником права на пособие по уходу за ребенком. В рассматриваемом споре АС Западно-Сибирского округа посчитал незначительным сокращение рабочего времени на один час в день.