Aлeксaндрa Урoшлeвa
pressmaster / Depositphotos.com
25 oктября Гoсдумa принялa в пeрвoм чтeнии зaкoнoпрoeкт o прoвeдeнии экспeримeнтa пo устaнoвлeнию спeциaльнoгo нaлoгoвoгo рeжимa для сaмoзaнятыx нa тeрритoрияx Мoсквы, Мoскoвскoй и Кaлужскoй oблaстeй, a тaкжe Рeспублики Тaтaрстaн. Экспeримeнт прeдпoлaгaeтся нaчaть ужe с 1 января 2019 года. В рамках этой инициативы еще двумя отдельными проектами разработаны соответствующие поправки в Налоговый кодекс и некоторые другие НПА, а также в Бюджетный кодекс.
По поводу инициативы о введении налога для самозанятых граждан ведется много дискуссий, причем чаще как просто заинтересованные граждане, так и экспертное сообщество, оценивают ее негативно, рассматривая новый налог как утяжеление бремени налогоплательщика, отметил на пресс-конференции ИА «НСН» председатель Российского союза налогоплательщиков, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артём Кирьянов. Он же подчеркнул, что речь идет по сути не о новом налоге, а об установлении льготного налогового режима. Напомним, что согласно законопроекту в рамках эксперимента применять спецрежим в виде налога на профессиональный доход смогут ИП и физлица, у которых доход за календарный год не превысил 2,4 млн руб. В отношении доходов, полученных налогоплательщиками от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физлицам, планируется установить ставку в размере 4%, а в отношении доходов от реализации «продукта» ИП и юрлицам – 6%. Эксперимент рассчитан на 10 лет.
На данный момент, по словам представителя ОП РФ, в России насчитывается около 80 млн человек трудоспособного населения. При этом налоги уплачивают только 50 млн, в связи с чем возникает вопрос о том, а чем же заняты остальные. Артём Кирьянов считает, что реализация законопроекта позволит вывести обозначенную категорию граждан «из тени»: они тоже должны платить налоги. Cогласно ст. 57 Конституции РФ уплата налогов – это обязанность каждого.
Понимание того, что необходимо вести учет самозанятых и облагать их налогами, пришло в том числе благодаря развитию цифровых технологий, заметил эксперт. Он пояснил, что цифровизация повышает уровень прозрачности финансовых потоков в бизнесе, и при этом не затрагиваются персональные данные граждан – ФНС России может оценивать, например, средний уровень доходов конкретных категорий работников в разных регионах с помощью обработки так называемых больших данных (big data).
По сравнению, в частности, с НДФЛ ставка по налогу на профессиональный доход может быть меньше более чем в три раза (13% и 4% соответственно). «Ухудшения ситуации не происходит», – заключил Артём Кирьянов. Он напомнил также о том, что плательщики налога на профессиональный доход смогут пользоваться мобильным приложением «Мой налог», что облегчит процесс уплаты налогов и фактически освободит граждан от необходимости предоставления налоговой отчетности. Эксперт отметил, что технологическая база в регионах проведения эксперимента уже имеется.
Общественный омбудсмен по вопросам защиты прав микробизнеса и самозанятых граждан, предприниматель Дмитрий Потапенко считает, что сейчас ИП перегружены отчетностью: в этом отношении они практически не отличаются от юрлиц. Однако изначально, заметил эксперт, когда институт индивидуального предпринимательства появился в законодательстве, он являлся действительно упрощенной формой ведения бизнеса. Вместо введения в законодательство категории «самозанятых» можно было бы, по мнению Дмитрия Потапенко, использовать уже существующую форму ИП, упростив ее. Напомним, что по вопросу определения статуса самозанятых граждан в мае текущего года Минюст России разработал соответствующий законопроект.
Реализация законопроекта о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима, по словам предпринимателя, может привести к тому, что ИП и физлица начнут переходить на уплату налога на профессиональный доход, а ФНС России будет в таких случаях пытаться доказать в судах факт ухода от налогов. «Такими действиями власти создают черную экономику», – считает эксперт. Задача законопроекта в итоге сводится, с его точки зрения, лишь к созданию новых рабочих мест в системе контроля, на обеспечение которых расходуются бюджетные средства.
Опасения по поводу того, что малый бизнес будет использовать новый режим как схему ухода от налогов, разделяет также руководитель группы компаний «Налоги и право», вице-президент Палаты налоговых консультантов России, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Пермском крае Геннадий Сандырев. В целом он согласен с необходимостью выведения самозанятых граждан «из тени», но считает, что для этого можно использовать уже существующие механизмы: адаптировать, например, такие налоговые системы, как ПСН и ЕНВД или реформировать институт ИП в русле облегчения налогового бремени, включая обязанности по предоставлению отчетности.
Кто освобождается от уплаты налога и какие доходы не учитываются при налогообложении НДФЛ? Узнайте ответ в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
«Справедливой является ситуация, когда все граждане равны в правах и обязанностях, в том числе и по уплате налогов», – отметил Генеральный секретарь Союза профсоюзов России Евгений Куликов. Между тем, обсуждаемый законопроект предполагает установление ставок по налогу на профессиональный доход в 4% либо 6%, что, по мнению эксперта, означает «фактически первый шаг по отказу от плоской шкалы НДФЛ». В целом это можно расценивать позитивно с точки зрения работников, заметил Евгений Куликов, но в то же время законопроект оставляет некоторые вопросы нерешенными. Так, порядок применения специального налогового режима предполагает использование мобильного приложения с помощью смартфонов, компьютеров или планшетов, но не все налогоплательщики, на которых предположительно будет распространяться эксперимент, обладают такими устройствами и могут ими пользоваться. Прежде всего речь идет о самозанятых пенсионерах. Кроме того, представитель Союза профсоюзов России обратил внимание на риск злоупотребления физлицами правом на переход на специальный налоговый режим, о котором говорили и другие эксперты, с одной стороны, и риск повышения государством в будущем ставок по налогу на профессиональный доход, с другой стороны.
Евгений Куликов обозначил, что с большой долей уверенности можно говорить о скорой трансформации обсуждаемого законопроекта в закон. По его мнению, для обеспечения прав самозанятых граждан им должно гарантироваться право объединения в профсоюзы. При этом необходимо будет решить проблему – в настоящий момент профсоюзное законодательство ориентировано только на представление интересов перед работодателем. В случае с самозанятыми речь может идти о представлении их интересов перед госорганами, общественными организациями и т. д.
Артём Кирьянов уверен, вопреки мнениям других экспертов, что «очернения» экономики произойти не должно. Он подчеркнул, что такого не случилось, например, при внедрении ПСН. Кроме того, законопроект предусматривает некоторые барьеры. Так, физлица, включая ИП, с доходом более 2,4 млн руб. в год не смогут перейти на уплату налога на профессиональный доход. Если же доход гражданина меньше указанной суммы, заметил эксперт, то нет причин для того, чтобы называть его переход на специальный режим уходом от налогов. Если же говорить о каких-либо противоправных действиях, то работу по их пресечению в налоговой сфере достаточно успешно ведут ФНС России и правоохранительные органы, пояснил представитель ОП РФ.