Aлинa Дмитриeвa
iconspro / Depositphotos.com
Рукoвoдитeль Рoссийскoгo цeнтрa кoмпeтeнций и aнaлизa стaндaртoв OЭСР РAНXиГС при Прeзидeнтe РФ Aнтoнинa Лeвaшeнкo в xoдe кoнфeрeнции, пoсвящeннoй итогам и перспективам налогового законодательства 2018 года, организованной РБК, затронула вопрос валютного контроля. Эксперт отметила, что все налоговые стандарты изначально формируются на площадке обсуждения в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР). Так, комитет по финансовым рынкам последний год вел активную работу по стандартизации регулирования CEO-процессов и криптовалюты. Антонина Левашенко подчеркнула, что Россия пока не включается в данный процесс, и в результате чего граждане занимают второе место по количеству операций, проведенных в CEO-компаниях, но не на территории нашей страны. Валютный контроль не позволяет указанным компаниям переводить денежные средства, полученные на криптобирже, на свой зарубежный счет в виде криптовалюты и уплачивать с этого налоги.
По мнению эксперта, валютный контроль потерял свою актуальность в России, так как уже существует международный обмен налоговой информацией, и не требуется дополнительное регулирование, ведь налоговым органам достаточно сделать запрос за рубеж. При этом Антонина Левашенко отметила положительную тенденцию в части перехода на новые механизмы получения информации по зарубежным счетам: поэтапная отмена отчетности по счетам в странах, с кем есть обмен, и участие в работе на площадке ОЭСР для выявления схем ухода от отчетности (например, схема приобретения резидентства через инвестиции). Эксперт указала, что Россия достигла договоренностей об обмене информацией по зарубежным счетам налоговых резидентов с 86 странами. Из них 25 будут предоставлять России информацию в одностороннем порядке. Однако пока в списке стран, с которыми Россия договорилась об обмене, нет, например, Канады, Израиля, Панамы.
Антонина Левашенко обратила внимание на то, что отказ от отчетности для валютного контроля и использование инструментов налогового обмена требует сущностного подхода к определению статуса налоговых резидентов с учетом их реальной связи с Россией и совершенствования инструментов деоффшоризации (соглашений об избежании двойного налогообложения и положений о контролируемых иностранных компаниях). Эксперт указала, что Минфин России выступил с инициативой о сокращении срока пребывания в России с 183 дней до 90 для определения налогового резидентства физических лиц. Однако, по ее мнению, такой подход не соответствует международной практике и будет вынуждать постоянно прибегать к нормам соглашений об избежании двойного налогообложения.
Какая ответственность предусмотрена за непредставление сведений об открытии счетов (вкладов) в банках за пределами РФ и отчетов о движении денежных средств по таким счетам? Узнайте ответ в одноименном материале «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Однако среди положительных изменений, которые недавно вступили в силу, в валютном контроле Антонина Левашенко выделила следующие:
- уточнено понятие «резидент» для физических лиц. Все граждане признаются валютными резидентами, но для тех, кто проживает в иностранных государствах более 183 дней в течение года, предусмотрено освобождение от ограничений по использованию зарубежных счетов;
- расширился перечень разрешенных операций по зарубежным счетам (п. 26-27 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»);
- отменен паспорт сделки (однако введен механизм учета внешнеторговых контрактов), увеличились суммы договоров, подлежащих учету: с $50 тыс. до 3 млн руб. для импорта, 6 млн руб. – для экспорта (п. 4.2. Инструкции Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»).