«Многие пользуются незнанием автовладельцев». Как из старых катализаторов добывают драгметаллы

Истoчник мaтeриaлa:
Tut.by

Пoслe рeмoнтa выxлoпнoй систeмы вoдитeль чaщe всeгo oстaвляeт нa   СТO стaрый кaтaлизaтoр, мoл, зaчeм зaбирaть ужe нeнужную дeтaль. Oн   и   нe зaдумывaeтся, чтo зa   устрoйствo мoжнo пoлучить нeплoxиe дeньги, eсли сдaть eгo нa   пeрeрaбoтку. Мы   пoбывaли в   oфисe кoмпaнии «Унидрaгмeт БГУ», кoтoрaя пeрeрaбaтывaeт испoльзoвaнныe aвтoмoбильныe кaтaлитичeскиe кoнвeртeры, и   узнaли, скoлькo дрaгoцeнныx мeтaллoв пoлучaют из   oднoгo устрoйствa и   кaкиe дeньги мoжeт зaрaбoтaть нa   нем автолюбитель.



Две тысячи рублей   — из   «мусора»

Катализаторы начали устанавливать на   автомобили с   бензиновыми и   дизельными двигателями в   конце 1980-х годов. Сегодня этими устройствами серийно оснащают все легковые и   грузовые автомобили, мотоциклы, автобусы. Нейтрализатор выхлопных газов помогает снизить попадание в   воздух вредных веществ, выделяемых работающим мотором. Как и   у   любого агрегата, срок службы катализатора ограничен.


—   В   идеале ресурс составляет 200−300 тысяч километров пробега. В   реальных условиях эксплуатации он   может сократиться в   десять раз,   — объясняет кандидат химических наук, заведующий Государственной лабораторией пробирного анализа «Унидрагмет БГУ» Мирослав Таразевич. —   Срок службы может уменьшаться из-за некачественного топлива и   масла, сбоев в   работе систем зажигания и   питания мотора, «спортивного» стиля езды, механических повреждений.



Мирослав Таразевич

Когда катализатор выходит из   строя, у   машины перестает «тянуть» мотор, из   выхлопной трубы валит сизый дым, расход топлива резко увеличивается, а   на   приборной панели может появиться сообщения «Check engine» или «Check cat», а   в   некоторых случаях двигатель и   вовсе перестает запускаться. В   таком случае автомобиль лучше завести на   СТО и   проверить его. Удалять нейтрализатор стоит только при крайней объективной необходимости. Если в   сервисном центре это все-таки рекомендовали сделать, то   удаленную деталь нужно   обязательно забрать: в   «Унидрагмет БГУ» за   нее можно получить деньги. В   нейтрализаторе содержатся ценные платина, палладий и   родий. В   среднем стоимость одного катализатора составляет около 150 рублей, но   в   зависимости от   модели автомобиля цена может доходить и   до   двух тысяч.



Без подоходного налога и   сборов

Как везти катализатор на   переработку   — решать автовладельцу. У   вас примут устройство как в   металлическом корпусе, в   котором оно, собственно, и   находится в   автомобиле, так и   непосредственно начинку   — керамические или металлические соты, содержащие драгоценные металлы.




Обычно вся процедура сдачи катализатора занимает не   более получаса. Но   случаются и   очереди. Порой можно наткнуться и   на   пару десятков таких   же желающих поменять ненужную деталь на   деньги. Чтобы сэкономить время, можно предварительно позвонить в   офис, чтобы уточнить нюансы или записаться. Особенно полезно воспользоваться этой опцией тому, кто загрузил в   багажник больше, чем один нейтрализатор. Для владельцев крупных партий (а   это могут быть юридические лица, обслуживающие автопарк своего предприятия)   прейскурант такой   же, как и   для всех, но   есть приятный бонус в   виде обслуживания вне очереди.


Потенциальных клиентов в   первую очередь интересует ориентировочная стоимость. Чтобы всем было проще, на   сайте организации есть таблица с   суммами за   нейтрализатор той или иной модели автомобиля. Внутренняя справочная база намного шире, ведь за   20 лет своего существования предприятие исследовало тысячи устройств. Автовладелец может связаться с   пунктом приема в   любом из   мессенджеров, назвать буквенно-цифровую маркировку, которая нанесена на   конвертер его машины, и   таким образом заранее узнать приблизительную цену.




—   Первым легально работать с   катализаторами на   белорусском рынке стало наше предприятие. Для этого даже внесли изменения в   законодательство,   — объясняет Мирослав Таразевич. —   Совет министров в   2010 году принял постановление, которое освободило сдающих катализаторы на   вторсырье от   уплаты налогов. И   вот уже пять лет мы   принимаем эти устройства у   населения, а   люди могут, не   беспокоясь ни   о   чем, получать свои деньги. Главное   — не   забыть взять с   собой паспорт.



На   глазах у   клиента

На   месте приезжающих автовладельцев встречает инженер-технолог Михаил Филиппов. Он   осматривает каждую принесенную деталь, так как на   переработку не   принимают конвертеры с   посторонними включениями, залитые маслом или какими-либо растворами. Кому-то отказывают и   по   более простой причине: катализаторы некоторых типов изначально не   содержат драгоценных металлов.



Михаил Филиппов

Если устройство соответствует всем параметрам, приемщик несет его за   стеклянную перегородку, где работает с   деталью на   виду у   автовладельца. Сначала гидравлическими ножницами вскрывает металлический корпус, чтобы извлечь из   него содержащие драгоценные металлы соты.


Полученный материал Михаил складывает в   емкость, туда   же кисточкой смахивает остатки субстанции со   стола. Начальник центра первичной переработки Павел Бирюков объясняет такую щепетильность простыми цифрами:


—   В   европейских и   азиатских автомобилях известных брендов, как правило, стоят недешевые катализаторы. У   таких один грамм начинки может стоит пять рублей. Неудивительно, что некоторые клиенты мониторят каждый наш шаг, а   мы, в   свою очередь, работаем максимально аккуратно.




Извлеченные соты взвешивают. После конвертер на   керамическом носителе помещают в   молотковую мельницу для измельчения. Аппарат напоминает кофемолку, только вместо ножей материал перемалывают цепи.


От   полученного порошка приемщик отбирает пробу в   пакет с   индивидуальной маркировкой. Ее   передают в   следующее помещение.









«Вероятность ошибки нулевая»

В   другом помещении   — но   все так   же в   зоне контроля владельца   — ведущий инженер-химик Константин Мельников помещает отобранную пробу в   рентген-флуоресцентный спектрометр. Через несколько минут программа выдает результат: автовладелец получает протокол испытаний с   информацией о   содержании драгоценных металлов.




—   На   нашем предприятии работают четыре сотрудника с   учеными степенями, аналитическая служба аккредитована на   соответствие требованиям по   определению содержания драгоценных металлов в   различных видах отходов. В   лаборатории установлено высококлассное оборудование, имеется большой набор стандартных образов автокатализаторов, поэтому вероятность аналитической ошибки, из-за которой результат может быть искажен, нулевая. Мы   участвуем в   нескольких программах по   проверке квалификации лабораторий. И   по   результатам тестов недавно вошли в   тройку лучших на   постсоветском пространстве,   — добавляет Мирослав Таразевич.



На   предприятии есть свой банк образцов материалов из   катализаторов разных типов

А   вот измерения между лабораторными показателями и   результатами прибора для экспресс-анализа, которым обычно пользуются перекупщики, могут отличаться практически в   два раза. Для наглядности Мирослав Таразевич берет протокол проведенного на   наших глазах исследования: программа рассчитала, что за   килограмм данного катализатора автовладелец получит 524 рубля. При весе порошка в   1030 граммов из   кассы человек заберет порядка 540 рублей. «Простреливаем» этот   же образец пистолетом: показатели содержания драгоценных металлов почти в   два раза ниже. Согласно им, перекупщики заплатили   бы человеку около 250 рублей.




—   Экспресс-прибор, которым пользуются в   таких фирмах, был создан, чтобы диагностировать наличие драгоценных металлов, а   не   измерять с   предельной точностью их   количество. К   тому   же, скупщики нередко играют на   незнании людьми конструктивных особенностей катализаторов: некоторые производители в   одной части устанавливают соты с   большим количеством драгоценных металлов, в   другой   — с   меньшим. Стоит всего лишь приставить экспресс-прибор к   «нужной» половине детали   — и   стоимость катализатора уменьшиться в   разы. В   лабораторных условиях мы   проводим спектральный анализ, который позволяет назвать честную цену,   — говорит собеседник.




Кстати, анализируют здесь не   только катализаторы (их   сбор и   последующая переработка дают только около десяти процентов от   объема производимых предприятием драгоценных металлов), но   и   проводят другие химические и   инструментальные исследования. Например, определяют состав твердых объектов и   растворов. По   словам Мирослава Таразевича, к   ним нередко приходят то   с   блестящим камнем, то   с   куском серебристого металла, то   с   серьгами, оставшимися от   прабабушки в   наследство. Аналитики быстро и   недорого подтверждают или опровергают ценность материала.





Лондонская биржа как регулятор стоимости

Предприятие формирует свою цену, исходя из   стоимости, определяемой Нацбанком, которая коррелирует с   общемировой стоимостью драгоценных металлов, устанавливаемой на   Лондонской бирже. Все эти цифры есть в   открытых источниках. Если клиента устраивает заявленная сумма, то   он   может забирать деньги из   кассы и   уезжать домой.


Иногда автовладелец после спектрального анализа все   же решает по   каким-то причинам отказаться от   сдачи и   вернуть свой катализатор. Тогда нужно только заплатить за   услугу по   определению содержания драгоценных металлов   — пять рублей за   один анализ. При продаже катализатора анализ, естественно, выполняется бесплатно.


Чаще приемщик наблюдает обратную ситуацию: чтобы не   ждать 10−15 минут, пока проходит процесс извлечения и   анализа материала, владелец продает катализатор по   фиксированной цене, указанной в   таблице предприятия. Тогда клиента приглашают оформить документы без очереди и   сразу отдают ему деньги.




Как показывает практика, средняя стоимость давно изученного конвертера стабильна. Проведение анализа изредка может добавить к   первоначальной цене 10 процентов. А   может и   уменьшить на   такую   же величину, ведь при эксплуатации транспорта количество драгоценных металлов в   катализаторе сокращается. Так, в   автомобиле с   пробегом в   600 тысяч километров нейтрализатор будет очевидно беднее на   платину, родий и   палладий, чем в   машине с   пробегом в   60 тысяч километров.


—   Наличные у   нас есть всегда,   — уверяет Мирослав Таразевич. —   Если клиентов много и   деньги неожиданно закончились, мы   пополним кассу в   течение 15−20 минут. Время ожидания может растянуться на   полчаса-час в   случае больших выплат.


«Унидрагмет БГУ»   — единственное в   стране предприятие, которое принимает на   переработку бывшие в   употреблении лямбда-зонды. Эти электронные сенсоры для измерения содержания кислорода в   катализаторе вмонтированы в   выхлопную систему до   и   после конвертера.




—   В   лямбда-зондах тоже есть драгоценные металлы, правда, в   совсем небольшом количестве. Один такой датчик стоит три рубля, поэтому их   мы   принимаем партиями от   десяти штук. Единственное требование: сенсор должен быть целым и   содержать в   своем составе все элементы, предусмотренные конструкцией, за   исключением проводов,   — поясняет собеседник.




Автовладелец с   деньгами в   кармане уезжает домой, а   вторсырье собирается в   мешки, проходит более тщательное исследование и   ждет своей очереди на   переработку. Извлеченные в   ее   результате драгоценные металлы зачисляют в   Госфонд Республики Беларусь.









Партнер проекта:




 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.