Опубликованы методические рекомендации по применению еще двух федеральных стандартов бухучета

valphoto /   Depositphotos.com

С 1 янвaря 2020 гoдa oбязaтeльным для oргaнизaций бюджeтнoй сфeры стaнeт примeнeниe пяти фeдeрaльныx стaндaртoв буxгaлтeрскoгo учeтa (письмo Минфинa Рoссии oт 29 oктября 2019 № 02-06-07/84753 и письмo Минфинa Рoссии oт 28 oктября 2019 № 02-06-07/84752):

  • СГС «Зaпaсы»;
  • СГС «Рeзeрвы. Рaскрытиe инфoрмaции oб услoвныx oбязaтeльствax и условных активах»;
  • СГС «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности»;
  • СГС «Долгосрочные договоры»;
  • СГС «Концессионные соглашения».

В августе этого года Минфин выпустил Методические рекомендации по применению первых трех из названных стандартов, эти письма мы освещали в новостной ленте.

Теперь ведомство подготовило Методические рекомендации по первому применению СГС «Долгосрочные договоры» и СГС «Концессионные соглашения».

СГС «Долгосрочные договоры» необходимо применять при отражении фактов хозяйственной жизни при заключении и исполнении строительного подряда и договоров возмездного оказания услуг / выполнения работ, срок действия которых превышает один год.

По долгосрочным договорам, заключенным до первого применения Стандарта, то есть до 1 января 2020 г., в бухгалтерском учете нужно будет признать, в частности, следующие объекты учета:

По долгосрочным договорам строительного подряда

По долгосрочным иным договорам

Не отраженные в учете до 1 января 2020 г.   суммы доходов, соответствующие выполненным до первого применения Стандарта объемам работ по незавершенным на 1 января 2020 г. этапам строительства

1.   Не отраженные в учете до 1 января 2020 г. суммы доходов от реализации, соответствующие выполненным до первого применения Стандарта объемам работам / оказанным услугам;

2.   Суммы доходов будущих периодов, соответствующие работам/ услугам, подлежащим выполнению/ оказанию в течение оставшегося периода исполнения долгосрочного договора

 

Для этого учреждению необходимо:

  • Провести инвентаризацию доходных договоров, заключенных до 1 января 2020 г.   и продолжающих свое действие после этой даты;
  • Проанализировать указанные договоры на соответствие критериям их признания в качестве долгосрочных договоров в соответствии со Стандартом;
  • По договорам, отнесенным к долгосрочным, определить:
    • оставшийся срок действия;
    • не отраженные до 1 января 2020 г.   суммы доходов от реализации, соответствующие выполненным до первого применения Стандарта объемам работам, не завершенным на 1 января 2020 г.;
    • суммы доходов будущих периодов, приходящиеся на оставшийся срок их действия, то есть на период с 1 января 2020 г.   и до окончания их срока действия.
  • В межотчетный период скорректировать входящие остатки по доходам с использованием счета 401 30 000. А по долгосрочным договорам строительного подряда информацию предстоит раскрывать также на забалансовом счете 45 «Доходы и расходы по долгосрочным договорам строительного подряда». Пока такого счета Единый План счетов не содержит, но, вероятно при внесении очередных поправок будет предусмотрено дополнение перечня забалансовых счетов.
  • В случае если учреждением в рамках учетной политики было принято решение о досрочном – до 1 января 2020 года – применении положений СГС «Долгосрочные договоры» и в 2019 году уже были начислены доходы будущих периодов по иным долгосрочным договорам в момент их заключения, то корректировку входящих остатков следует производить с учетом ранее отраженных показателей.

    СГС «Концессионные соглашения» разработан с учетом положений закона о концессионных соглашениях, который раскрывает понятие такого соглашения и определяет его участников. Так, по концессионному соглашению принимающая сторона – концессионер получает имущество (недвижимое или технологически связанное с движимым) и обязуется за свой счет создать/ реконструировать его, при этом право собственности на имущество принадлежит или будет принадлежать передающей стороне – концеденту, который, в свою очередь предоставляет концессионеру права владения и пользования этим имуществом.

    Концедентом – передающей стороной – может быть государство, субъект РФ, муниципальное образование и узкий перечень госкомпаний.

    Концессионером – принимающей стороной – вправе выступать организации, ИП или лица, действующие по договору простого товарищества.

    Объектом концессионного соглашения, как правило, является специфическое имущество, например:

    • объекты теплоснабжения;
    • централизованные системы горячего/ холодного водоснабжения и водоотведения;
    • программы для ЭВМ, базы данных и другие объекты информационных технологий.

    В рамках подготовки к переходу на этот стандарт в 2019 году нужно проинвентаризировать концессионные соглашения, заключенные как в течение 2019 года, так и в более ранние периоды. Выявив все заключенные концессионные соглашения, необходимо по ним определить:

  • Состав имущественного комплекса, переданного по таким соглашениям. При этом важно оценить его как с точки зрения отнесения объектов к недвижимому или движимому имуществу, так и исходя из его принадлежности: имущество казны, имущество на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
  • Стороны концессионных соглашений и ту из них, которая будет уполномочена восстановить в бюджетном учете на счете 1 108 9X 000 информацию об объектах, переданных по концессионным соглашениям. Исключение здесь составляют ситуации, при которых имущество передавалось без прекращения права оперативного управления;
  • Сроки заключения концессионного соглашения: в течение 2019 года или до 1 января 2019 года. Это важно, поскольку дата заключения соглашения влияет на механизм восстановления в учете информации об объектах, переданных в концессию: бухгалтерскими записями текущего отчетного периода либо восстановление с отражением ошибок прошлых лет.
  • Минфин подчеркивает: при проведении инвентаризации объектов концессионных соглашений по состоянию на 1 января 2020 г.   следует сверить данные бухгалтерского учета с данными мониторинга заключения и реализации заключенных концессионных соглашений, проводимого уполномоченным органом – Минэкономразвития   Россия   в соответствии с установленными правилами.

    Порядок отражения в бухгалтерском учете на 1 января 2020 г.   концессионных соглашений по результатам инвентаризации зависит от того, на какой стадии находится соглашение. Выделяют пять таких этапов:

    • подписание / заключение концессионного соглашения;
    • осуществление инвестиций/ создание или реконструкция объекта;
    • ввод объекта в эксплуатацию и регистрация права государственной / муниципальной собственности;
    • использование / эксплуатация объекта;
    • окончание действия соглашения.

    В любом случае по состоянию на 1 января 2020 г.   в части объектов НФА, созданных до этой даты, в учете должны быть отражены показатели по специальным балансовым счетам:

    • 0 101 9Х 000 «Основные средства – имущество в концессии»;
    • 0 106 9Х 000 «Вложения в имущество концедента»;
    • 0 108 9Х 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии»,

    а также на забалансовом учете.

    С этой целью с 1 января 2020 г.   будут введены дополнительные забалансовые счета:

    • для учета имущества у передающей стороны в случае, когда передача имущества по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права оперативного управления или права хозяйственного ведения;
    • для учета сметной стоимости создания / реконструкции объекта концессионного соглашения;
    • для учета у передающей стороны увеличения стоимости имущества в объеме фактически произведенных инвестиций в объект.
    Комментирование и размещение ссылок запрещено.

    Комментарии закрыты.