Satura_ / Depositphotos.com
Нa сeгoдняшний дeнь пилoтный прoeкт ФСС пo прямым выплaтaм oxвaтывaeт ужe 69 рeгиoнoв (письмo Минфинa Рoссии oт 26 дeкaбря 2019 г. № 02-05-10/102478 «Oб oбeспeчeнии eдинooбрaзнoгo применения кодов бюджетной классификации РФ в 2020 г.» ).
В рамках данного проекта расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и / или опасными производственными факторами, осуществляются учреждением-страхователем за счет собственных средств с последующим их возмещением из бюджета ФСС России.
Так же работает этот механизм и с выплатой социальных пособий на погребение и на оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей/ опекуну/ попечителю для ухода за детьми-инвалидами.
Между тем, порядок применения КВР и КОСГУ при отражении выплаты указанных социальных пособий в регионах, перешедших на прямые выплаты, до сих пор не урегулирован. Так, согласно Порядку № 209н оплата 4 дополнительных выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами и пособие на погребение прямо поименованы в перечне расходов, относящихся на подстатью 213 КОСГУ в качестве расходов, осуществляемых за счет средств ФСС России. Аналогичным образом определены и КВР для указанных выплат – как применявшийся в 2019 году Порядок № 132н, так и действующий в текущем году Порядок N 85н относят их на КВР 119, 129.
Однако такой подход приемлем, когда подлежащие за счет средств ФСС РФ обязательства исполняются учреждением-работодателем с последующим уменьшением суммы подлежащих уплате в бюджет ФСС России страховых взносов. Но учреждения, находящиеся в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта, перечисляют в бюджет ФСС России страховые взносы в полном объеме, что не позволяет применять в отношении названных социальных выплат КВР 119, 129 и КОСГУ 213. Подробнее читайте в материале Службы Правового консалтинга.
Не урегулированные законодательно вопросы применения КОСГУ и кодов видов расходов, как, впрочем, и доходов, следует определить в учетной политике. Не бойтесь принять неверное решение – Верховный Суд Российской Федерации не раз указывал, что выбор учреждением той или иной подстатьи КОСГУ не может быть признан однозначно ошибочным в том случае, когда нормативными актами прямо не установлено, к какой статье/ подстатье отнести те или иные расходы.
Финансовое ведомство намерено внести ряд изменений в части применения КВР и КОСГУ в рамках пилотного проекта, а пока рекомендует применять следующий порядок учета расходов, возмещаемых ФСС:
Расходы / выплаты
КВР
КОСГУ
Порядок учета средств возмещения от ФСС России
Расходы на предупредительные меры (приобретение товаров и услуг)
244
220
310
340
Поступление средств, возмещаемых ФСС России, – это доходы от компенсации затрат учреждения.
Такие поступления отражаются по КБК 000 1 13 02990 00 0000 130 «Прочие доходы от компенсации затрат государства» и учитываются с применением КОСГУ 134 корреспонденцией Дебет 209 34 561 – Кредит 401 10 134
Кстати, для отражения возмещений ФСС Минфин планирует предусмотреть обособленную подстатью КОСГУ 139.
Расходы на санаторно-курортное лечение работников, занятых на «вредных» работах
244
267
Выплата социальных пособий:
- на погребение,
- на оплату 4 дополнительных выходных дней одному из родителей/ опекуну/ попечителю для ухода за детьми-инвалидами
119
129
213
Возмещение в текущем году указанных затрат, произведенных в этом же году, классифицируется как восстановление кассовой выплаты и отражается по тем же КБК, по которым был произведен расход
Подчеркнем, что данные разъяснения ориентированы на учет расходов на предупредительные меры и социальные выплаты, осуществляемых в 2020 году. При этом Минфин России допускает возможность применения учреждениями в 2019 году для отражения таких операций тех КБК, по которым им доведены средства на осуществление указанных расходов. Аналогичную позицию ведомство озвучивало и ранее, подчеркнув, что в подобных ситуациях затраты подлежат отражению по соответствующим кодам КОСГУ исходя из их экономического содержания.