ФПА РФ высказалась против ограничения срока кассационного обжалования в уголовном процессе

Eлeнa Сaмтынoвa

tomloel /   Depositphotos.com

Сooтвeтствующую прaвoвую пoзицию выскaзaлo прoфeссиoнaльнoe aдвoкaтскoe сooбщeствo нa зaкoнoпрoeкт, внeсeнный в Гoсдуму Вeрxoвным Судoм РФ и нaпрaвлeнный на изменение ряда норм Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующих производство в судах апелляционной и кассационной инстанции.   В частности, ФПА РФ не согласна1   с предложенной поправкой, согласно которой кассационные жалоба, представление, подлежащие рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 401.7-401.8 УПК РФ, могут быть поданы в течение двух месяцев со дня вступления приговора или иного итогового судебного решения в законную силу, а для осужденного, содержащегося под стражей, – в тот же срок со дня вручения ему копии такого судебного решения, вступившего в законную силу (о существе принятого постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 декабря 2019 г. портал ГАРАНТ.РУ   писал ранее).

По мнению ФПА РФ, предлагаемая новелла, сокращая срок кассационного обжалования в порядке «сплошной» кассации до двух месяцев, является примером ретроактивного законотворчества, ухудшающего положение осужденных. Отмечается, что предлагаемая авторами законопроекта процессуальная возможность восстановления пропущенного срока и обжалования судебного акта в порядке «выборочной» кассации, а также рассмотрение ходатайства о восстановлении срока судом, вынесшим приговор, не являются надежными гарантиями в рамках действующего законодательства, поскольку такое решение будет основываться на судебном усмотрении, то есть на свободной оценке причин пропуска указанного срока в качестве уважительных.

Сам по себе применяемый подход, выраженный в сужении сферы применения «сплошной» кассации, ФПА РФ считает противоречащим задачам стадии кассационного рассмотрения, поскольку возможность исправления фундаментальной судебной ошибки, повлекшей вступление в силу неправосудного судебного решения, предлагается поставить в зависимость от формального признака – соблюдения двухмесячного срока, по истечении которого проверка приговора возможна лишь в рамках менее эффективной процедуры «выборочной» кассации.

Подверглись критике со стороны профессионального сообщества и доводы разработчиков законопроекта о том, что указанные изменения предопределят соблюдение разумных сроков уголовного процесса и оперативное восстановление нарушенного права. Так, ФПА РФ подчеркивается, что право на разумный срок судопроизводства не может иметь приоритета перед правом на защиту и умалять его содержание, оно не может противопоставляться назначению уголовного судопроизводства, согласно которому оправдание невиновного представляет собой не частный, а публично-правовой интерес. Помимо этого, со ссылкой на п. 51 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 г. № 11 отмечается, что обжалование уже вступивших в законную силу приговоров суда не может нарушить разумные сроки судопроизводства.

Также признается некорректным сравнение авторами законопроекта предлагаемых мер с практикой пресекательных сроков при кассационном обжаловании в гражданском, административном и арбитражном процессах, поскольку она основана на фактическом равенстве сторон, в то время как уголовное судопроизводство предполагает лишение одной из сторон базовых прав и применение к ней ограничений в большей степени, чем в иных формах судопроизводства.   Как отмечает ФПА РФ, срок подачи надзорной жалобы в уголовном судопроизводстве при ухудшении положения осужденного или оправданного, например, составляет один год и его величина оправдана спецификой уголовных дел, объема производства по делу, которое нередко доходит до десятков томов, что не позволяет составить качественную жалобу за несколько месяцев.

По указанным основаниям ФПА РФ полагает, что инициатива о внесении изменений в УПК РФ в этой части не учитывает специфику уголовного процесса, что может существенно ухудшить положение осужденного, в связи с чем обратилась к председателю Госдумы Вячеславу Володину с просьбой довести до депутатов мнение профессионального сообщества по соответствующему законопроекту.

_____________________________

1 С текстом правовой позиции ФПА   РФ о проекте федерального закона «О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»   можно ознакомиться на официальном сайте ФПА РФ (https://fparf.ru/documents/fpa-rf/the-legal-position-of-fpa/the-legal-position-of-the-federal-chamber-of-lawyers-of-the-russian-federation-Volodinu/).

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.