Нaтaлья Ключeвскaя
urfingus / Depositphotos.com
В нaчaлe 2019 гoдa стaртoвaлa мaсштaбнaя рaбoтa пo «пeрeзaгрузкe» Фeдeрaльнoгo зaкoнa oт 5 aпрeля 2013 г. № 44-ФЗ «O кoнтрaктнoй систeмe в сфeрe зaкупoк тoвaрoв, рaбoт, услуг для oбeспeчeния гoсудaрствeнныx и муниципaльныx нужд» (дaлee – Зaкoн № 44-ФЗ). Oнa прoвoдится в рaмкax рeaлизaции Кoнцeпции пoвышeния эффeктивнoсти бюджeтныx рaсxoдoв в 2019-2024 гoдax (далее – Концепция), утв. распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 г. № 117-р. В последней выделен отдельный раздел, посвященный совершенствованию системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, которое признано одним из ключевых направлений повышения эффективности бюджетных расходов.
Несмотря на в целом стройную и прозрачную систему госзакупок, в Концепции указывается, что ее правовое регулирование остается нестабильным и недостаточно системным. Так, в Законе № 44-ФЗ имеется ряд пробелов и внутренних противоречий, препятствующих эффективному функционированию и развитию контрактной системы. В связи с этим Минфином России как госорганом, уполномоченным на выработку госполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, вырабатываются необходимые системные меры по устранению существующих недостатков и ограничений. О ходе этой работы и ее промежуточных результатах рассказали замминистра финансов России Алексей Лавров и директор Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России Татьяна Демидова на состоявшейся вчера пресс-конференции.
Участники мероприятия напомнили о ключевых изменениях, внесенных в Закон № 44-ФЗ в прошлом году, а именно – о принятии первого «оптимизационного» Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ, а также Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ (далее – Закон № 449-ФЗ). Первый документ был нацелен на:
- упрощение планирования закупок (в том числе формирование вместо двух плановых документов одного плана-графика, его ведение исключительно в электронной форме и регулирование единым нормативным актом при сокращении избыточных нормативных требований и предписаний);
- ускорение осуществления закупок (включая сокращение сроков начала закупки и сроков проведения аукциона как основного способа закупки, оптимизацию правил расторжения контракта);
- исключение избыточных административных процедур (в частности, отмена обязанности составлять отчет о приемке и обязательных случаев проведения внешней экспертизы при приемке, исключение обязанности размещать извещение о закупке у единственного поставщика, увеличение ценовых порогов для закупок без проведения конкурентных процедур).
В свою очередь, главными целями, которые преследовал Закон № 449-ФЗ, были: упрощение запроса котировок (унификация правового регулирования этого способа закупок, сокращение почти вдвое общего срока процедуры), введение «электронных магазинов» на электронных площадках (в том числе включение их в Единый реестр контрактов) и возможность проведения закупок «под ключ» для объектов здравоохранения по нацпроектам (причем без необходимости подготовки обоснования инвестиций и при расширении перечня возможных способов закупки).
Кроме того, речь шла о разработанной Минфином России законодательной инициативе – так называемом втором «оптимизационном» законопроекте в рамках реализации Концепции. Этот документ предусматривает масштабные изменения, направленные на оптимизацию и упрощение контрактной системы в целях стабилизации и удобства применения законодательства в этой сфере. Во-первых, предлагается сократить количество конкурентных способов закупок с 11 до 3 самых распространенных (конкурс, аукцион и запрос котировок). По мнению Минфина России, назрела необходимость унифицировать способы закупок и исключить те, которые могут быть обобщены в указанные три группы.
Планируется исключить те способы закупок, которые не востребованы на практике и имеют сложное описание. Например, двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений носят избыточный характер и частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса. «Чем проще система, тем она эффективнее. Мы слишком переусложнили конструкцию, чем сделали плохо и заказчикам, и поставщикам», – отметил Алексей Лавров. С этим согласилась и Татьяна Демидова, подчеркнув, что после перевода госзакупок в электронный формат большинство способов закупок, а также требования к ним «морально устарели».
Во-вторых, законопроектом предусматривается консолидация всех требований Закона № 44-ФЗ к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в одной статье, а также введение единых требований к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок. В Минфине России считают действующий порядок проведения госзакупок громоздким и влекущим споры в правоприменении, в том числе обжалование и затягивание срока заключения контракта. Ожидается, что унификация требований и оптимизация перечня способов закупок позволят значительно сократить и масштаб правового регулирования (в том числе за счет отмены 35 статей Закона № 44-ФЗ и включения ключевых положений 10 подзаконных актов в его текст).
В-третьих, намечено введение универсальной стоимостной предквалификации, предусматривающей необходимость наличия опыта исполнения госконтракта с сохранением специальной предквалификации в отношении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг. Согласно этой идее возможность допуска к участию в закупках стоимостью более 20 млн руб. будет предоставлена только тем участникам, которые уже имеют успешный опыт исполнения любого контракта (договора) независимо от предмета закупки в объеме не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта. «Реализация предлагаемых изменений направлена на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок», – обосновывается это предложение в пояснительной записке к законопроекту.
Напомним, с аналогичной идеей выступает и ФАС России. За счет введения универсальной предквалификации ведомство хочет решить, в том числе, проблему с «профессиональными жалобщиками» (организациями и лицами, подающими жалобы на закупки ради получения денег за отзыв таких жалоб). Поскольку подать жалобу на закупку сможет только то лицо, которое имеет право на подачу заявки, то такая мера позволит предотвратить случаи направления в контролирующие органы необоснованных обращений. Как уточнил Лавров, корректировка порядка направления жалоб нацелена на то, чтобы жалобы не блокировали процесс закупок и искусственно не увеличивали сроки их проведения.
В-четвертых, были озвучены идеи в части системы типовых контрактов. Так, от сложившейся громоздкой системы типовых контрактов Минфин России хочет перейти к единой типовой форме контракта с типовыми условиями отраслевых федеральных и региональных органов исполнительной власти. «Минфином России будет утверждена структура соответствующего типового контракта, где будет поле заказчика с автоматической миграцией данных из ЕИС, поле участника с миграцией данных из протоколов определения победителя, условия исполнения контракта, которые можно будет автоматизировать», – уточнилаа Татьяна Демидова.
Предполагается, что существенные условия будут утверждены в форме типовых условий, являющихся обязательными. При выборе заказчиком кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), ему будет предложена соответствующая форма контракта с существенными условиями контракта и с дополнительными для заполнениями полями. Та система, которая есть сейчас, не позволяет унифицировать и сделать единую форму для того, чтобы внедрить электронный контракт, необходимость которого уже назрела», – подытожила Демидова.
Также предлагаемые поправки касаются:
- требований к составу заявки (вместо индивидуальных требований для каждого способа закупки планируется ввести единые требования для всех способов);
- электронного документооборота (который предполагается вести не только на этапе определения поставщика, но и на этапе исполнения контракта, в том числе при его приемке, изменении и расторжении);
- заключения контракта (предлагается расширить круг участников закупки, которые вправе заключать контракт при уклонении победителя от его заключения);
- субъектов контроля при выполнении операций по спецсчетам (речь идет об отнесении банков к субъектам такого контроля);
- одностороннего расторжения контракта заказчиком в части изменения механизма взыскания обеспечения (возможность взыскания обеспечения могут поставить в зависимость от включения участника в реестр недобросовестных поставщиков) и т. д.
По словам Лаврова, рассматриваемый законопроект «должен завершить работу по оптимизации госзакупок, сделав законодательство более стабильным и удобным в правоприменении». Он станет завершающим этапом переформатирования Закона № 44-ФЗ. «Все содержащиеся в законопроекте предложения направлены на решение поставленных задач по оптимизации и упрощению закупок, а главная задача Минфина России – предложить такое правовое регулирование, которое обеспечивало бы баланс интересов заказчиков и участников закупочных процедур», – резюмировала Татьяна Демидова.