Eкaтeринa Чeрнявскaя
Akhenaton Images / Shutterstock.com
Кaбмин внeс в Гoсдуму зaкoнoпрoeкт, кoтoрым плaнируeтся исключить из сущeствeнныx услoвий дoгoвoрa цeлeвoгo oбучeния обязательство заказчика организовывать учебную, производственную и преддипломную практику обучаемого, а также основания освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству1. Напомним, что такие основания определяются сторонами самостоятельно и это могут быть наличие заболеваний, препятствующих трудоустройству в организацию так и признание одного из родителей, супруга (супруги) инвалидом I или II группы, установление ребенку гражданина категории «ребенок-инвалид», если работа по трудовому договору предоставляется не по месту постоянного жительства родителей, супруги (супруга) или ребенка. При этом заключение договоров о целевом приеме исключается.
Вместе с тем в число условий договора о целевом обучении предполагается включить обязательство гражданина освоить образовательную программу, указанную в договоре. Ожидается, что это позволит обеспечить защиту интересов работодателя в случае отчисления обучающегося из образовательной организации до завершения срока освоения основной образовательной программы.
Планируется определить, что образовательная организация, в которой обучается гражданин, заключивший договор о целевом обучении, по запросу заказчика будет представлять ему сведения о результатах освоения образовательной программы. Кроме того предполагается указывать в договоре срок осуществления трудовой деятельности в организации, определенной договором, но не менее 3 лет, а также срок трудоустройства в эту организацию.
Для чего нужны удовлетворительные результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике? Ответ – в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Вместе с тем при определении размера штрафных санкций за неисполнение условий договора о целевом обучении гражданину предлагается возмещать заказчику в полном объеме только расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, без взимания двукратного штрафа (ч. 7 ст. 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», далее – закон об образовании). Как поясняет кабмин, это позволит повысить привлекательность механизма целевого обучения для граждан. Также предполагается, что ответственность заказчика целевого обучения за нетрудоустройство гражданина будет устанавливаться не в двукратном размере мер социальной поддержки, как это предусмотрено сейчас, (ч. 7 ст. 56 закона об образовании), а в сумме, равной трехкратной величине среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Федерации, на территории которого должен был быть трудоустроен гражданин в соответствии с договором о целевом обучении. Такой расчет компенсации представляется правительству более целесообразным, учитывая большую вариативность мер социальной поддержки и возникновение ответственности именно в отношении вопросов трудоустройства.
И, наконец, предполагается расширить перечень организаций-заказчиков целевого обучения, в частности, в него планируется внести:
- организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса;
- акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении госкорпорации;
- дочерние хозяйственные общества госкомпаний, хозяйственных обществ, в уставном капитале которых присутствует доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
Планируется, что в случае принятия законопроекта нововведения начнут действовать с 1 января 2019 года.