Невезучая, легендарная, советская. Гродненец в США пытается спасти яхту, которая когда-то всех удивила

30 лeт нaзaд, в   сeнтябрe 1989 гoдa, в   бритaнскoм Сaутгeмптoнe стaртoвaлa пятaя кругoсвeтнaя гoнкa Whitbread Round the World Race. Нa   стaрт вышлa сoвeтскaя кoмaндa Fazisi нa   пoстрoeннoй спeциaльнo для этoй рeгaты уникaльнoй oднoимeннoй яxтe. В   нee нe   тo   чтo нe   вeрили   — oткрoвeннo смeялись: букмeкeры принимaли стaвки нa   тo, чтo oнa xoтя   бы прoстo придeт к   финишу… Сeгoдня тoй сaмoй нeстaндaртнoй «Фазиси» уже 30 лет   — и   она до   сих пор на   воде. TUT.BY рассказывает историю уникального судна и   ее   не менее уникального «смотрителя»   — гродненца Юрия Равлушко, который живет в   США и   пытается в   очередной раз спасти невезучее судно.



Фото: из   личного архива героя материала

Юрий двадцать лет назад эмигрировал в   США. Создатель первого гродненского яхт-клуба «Капитан», тренер, среди воспитанников которого есть олимпийские чемпионы, он   и   на другом конце океана не   забросил яхтенный спорт. И   хоть его работа не   связана с   морской стихией   — мужчина занимается автоперевозками   — он   до   сих пор участвует в   регатах. И «Фазиси» тоже.


Все эти годы советская яхта участвовала в   гонках, два раза попадала в   сильные штормы, разбивалась   — и, казалось, больше никогда не   будет спущена на   воду. Но   благодаря Юрию и   еще нескольким энтузиастам, она продолжает жить.



Фото: из   личного архива героя материалаНа   регату «Фазиси» попала благодаря Pink Floyd

Вернемся в   80-е. Пока в   одном небольшом грузинском городе строилась уникальная яхта, в   маленьких Озерах, что около Гродно, создавалась первая яхтенная школа в   регионе. Тогда Юрий, конечно, и   не   подозревал, что через 30 лет его жизнь будет тесно связана с   «Фазиси».


Появление первой сверхбольшой советской яхты тогда можно было отчасти сравнить со   строительством первого космического корабля   — непонятно, сложно, но   престижно. И   даже в   самом Союзе в   судно не   верили и   даже хотели запретить идти на   регате под советским флагом! Вот что писала тогда газета «Известия»: «„Фазиси“ и   ее   экипажу отказывают в   надежности и   доверии. Председатель технической комиссии Федерации парусного спорта А. Кондаков, например, теперь заявляет: проект яхты не   утвержден возглавляемой им   комиссией. Яхта, оказывается, не   зарегистрирована ни   в   одном из   советских реестров. <…> И   уж   совсем удивляет постановка вопроса Госкомспортом СССР о   праве несения яхтой советского флага. И   все это лишь на   одном основании   — участие яхты в   „Уитбрэде“ не   оговорено с   этим ведомством».


Дело в   том, что до   «Фазиси» в   СССР не   было ни   одной яхты подобного класса, да   что там   — конструкторы даже не   видели мировых аналогов, они просто придумали яхту «из   ничего» и… построили   ее. Получилась совершенно нетипичная алюминиевая лодка с   нестандартным килем, узкой кормой и   малым водоизмещением. Конструировали в   Ленинграде, строили в   грузинском Поти. А   потом нужно было как-то доставить ее   в   Англию.


По   воспоминаниям дизайнера лодки Владислава Мурникова, «Фазиси» могла и   не   попасть в   Лондон, откуда стартовала регата   — как ее   везти, было совершенно непонятно. Но   как раз в   это время в   СССР первый раз приехала группа Pink Floyd. Все инструменты, технику и   оборудование для лазерного шоу в   страну привез сверхтяжелый самолет Ан-124. Создателям яхты удалось договориться, чтобы «Фазиси» переправили на   «Антее» в   Лондон. Оказалось, что сечение грузового люка было всего на   10 сантиметров шире яхты.



Фото: из   личного архива героя материала

А   дальше началось странное.


—   Во   время одного из   этапов регаты, после финиша в   Пунта-дель-Эсте (Уругвай) тогдашний капитан Алексей Грищенко исчез. Через несколько дней его обнаружили повешенным на   дереве в   одном из   местных парков. Одна из   версий   — самоубийство. Командование яхтой принял известный американский яхтсмен Скип Новак,   — рассказывает Юрий.


И   советские парни, в   первый раз увидевшие океан, под руководством Новака сотворили сенсацию: не   только дошли до   финиша, но   и   стали 11-ми, уступив лишь экипажам с   миллионными бюджетами, огромным опытом и   подготовкой. А   Скип через год написал о   них книгу «Совместная гонка на   яхте Фазиси: идем под парусом с   Советами на   регате Whitbread Round the World Race»


Потом, уже после развала Советского союза, яхта стала эксплуатироваться ассоциацией польских яхтсменов Северной Америки и   Канады (PYANA).



«Фазиси» в   Польше, 2006 год. Фото: из   личного архива героя материала«Мы   далеки от   Родины, но   я   позабочусь о   тебе»

В   2013 году к   команде легендарной советской яхты присоединился и   Юрий, который какое-то время был помощником капитана судна.


—   Тогда вместе с   командой ремонтировали и   готовили яхту к   очередной регате. Я   тогда даже говорил ей: «Мы   далеки от   Родины, но   я   позабочусь о   тебе»   — и   потом прошел на   ней более тысячи морских миль,   — вспоминает Юрий.


Два раза судно попадало в   сильные штормы. В   2015 году она угодила в   эпицентр непогоды в   районе Бермудского треугольника и   была сильно повреждена. В   этой точке пути Юрия и   «Фазиси» разошлись: яхту отремонтировали, и   она снова вышла в   океан, а   мужчина переехал в   Чикаго.



Юрий на   «Фазиси». Фото: из   личного архива героя материала

В   2017 году судну снова не   повезло   — его очень сильно повредил ураган «Ирма». Яхту выбросило на   берег острова Кей-Уэст в   архипелаге Флорида-Кис и   там она какое-то время лежала без присмотра.


  — Конечно, яхта стала легкой добычей вандалов. Узнав, что она, бесхозная, лежит на   берегу, я   полетел на   Кей-Уэст. Летел, чтобы попрощаться, если честно,   — вспоминает Юрий. —   Оказалось, что местные власти уже приняли решение об   уничтожении яхты, которая тогда оказалась никому не   нужной.



После урагана. Фото: из   личного архива героя материала

Но   спокойно смотреть, как легендарную «Фазиси» увозят на   свалку, Юрий не   смог и   начал переговоры с   береговой охраной, Комитетом по   охране окружающей среды Флориды, а   также представителями предыдущего владельца.


—   Вести переговоры было трудно. Да   и   мысли выкупить лодку были спонтанными. Я   в   последний момент принял чисто эмоциональное решение спасти ее   — просто не   мог допустить, чтобы известная во   всем мире яхта, ставшая единственным достижением Советского Союза в   океанских парусных соревнованиях самого высокого уровня, бесследно пропала,   — говорит Юрий.


Лодку он   выкупил.


А   потом настало время возрождения легендарной яхты. К   делу подключился главный дизайнер лодки Влад Мурников, парусная команды Inter-Pro Sailing Team, членом которой является Юрий, и   компании PYANA, и   Скип Новак, который поговаривает о   том, что на   «Фазиси» можно устроить еще одну кругосветку с   Федором Конюховым   — однако реально Юрий занимается восстановлением «Фазиси» практически в   одиночку. Мужчина кинул клич в   Интернете и   даже начал сбор денег на   ремонт судна, но   на   краундфандинговой площадке он   собрал всего 5 тысяч долларов   — а   для окончательного преображения нужно еще как минимум 150 тысяч. В   таком случае яхту в   отреставрированном виде можно будет поставить в   каком-нибудь музее.


А   вот если вложить примерно 800 тысяч долларов   — и   это, конечно, невероятные для Юрия деньги! —   то   она снова станет полноценной гоночной яхтой. Но   финансов нет.



Фото: из   личного архива героя материала


Фото: из   личного архива героя материала

—   Был сделан капитальный ремонт. Но   нет дорогостоящего навигационного оборудования, паруса, бегущего такелажа   — с   лодки   же было все украдено. Уже год я   пробую найти ей   состоятельных владельцев или спонсоров, но   пока безуспешно. «Фазиси» интересовалось много людей   — но   дальше разговора дело не   идет, к   сожалению.


…Несколько месяцев назад лодка впервые за   последнее время смогла выйти в   море. Пока только на   четыре часа.


—   Она как живой организм после долгих месяцев реабилитации, поэтому море ей   пока надо в   терапевтических дозах,   — говорит Юрий.



Фото: из   личного архива героя материала
 

Теги: Гродно
 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.