Влaдимир Пимeнoв
GaudiLab / Shutterstock.com
Прикaзoм Минфинa Рoссии oт 27 сeнтября 2017 г. № 148н внeсeны измeнeния в Eдиный плaн счeтoв и Инструкцию пo eгo примeнeнию.
O ключeвыx нoвoввeдeнияx мы ужe писали в материалах рубрики «Бюджетный учет». Узнать о них можно из материалов «Скорректирован Единый план счетов бухучета», «Как теперь исправлять ошибки в учете и отчетности» и «Важные уточнения по проведению инвентаризации».
Теперь остановимся на других важных новшествах.
Всероссийская конференция с участием представителей Минфина
16-17 ноября 2017 года
«Учет и отчетность, правовые
и финансовые вопросы деятельности бюджетных, казенных и автономных учреждений»
Принять участие
1. Введены два новых принципа обеспечения достоверности отчетов.
Представление недостоверной бухгалтерской (бюджетной) отчетности – основание для штрафов, предусмотренных ст. 15.11 и ст. 15.15.6 КоАП. Причем в ближайшем будущем максимальный размер штрафов за это нарушение планируют увеличить до 50 000 рублей (проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 15.11, 15.15.6 и 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ID проекта 01/05/07-17/00069482). А вот критериев определения достоверности отчетности до сих не было никаких. И некоторые проверяющие злоупотребляли этим – даже самые незначительные искажения трактовались как нарушение. Новая редакция п. 3 Инструкции 157н отчасти исправит ситуацию.
Во-первых, теперь наличие ошибок и искажений, которые не влияют на экономические решения пользователей отчетности, не может стать основанием для признания отчетности недостоверной.
Во-вторых, будет введен принцип осмотрительности: требование о приоритетном признании расходов и обязательств над признанием возможных доходов и активов. Этот принцип, пришедший из международных стандартов, уже заложен в некоторых учетных процедурах. Так, все больше внимания органы-учредители и контрольно-счетные органы уделяют достоверности Отчетов об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738) и их сопоставлению с другими отчетами в части данных об исполнении обязательств. Причем для сотрудников казенных учреждений ст. 15.15.7 КоАП РФ даже предусмотрен специальный штраф за нарушение порядка ведения бюджетного учета на 500-х счетах. Требование об отражении в строке 911 Отчетов (ф. 0503128, ф. 0503738) отложенных обязательств – один из примеров реализации принципа осмотрительности. Так что неотражение в отчетности резервов и отложенных обязательств теперь может трактоваться как нарушение этого принципа.
2. Уточнен порядок отражения операций по передаче фактических вложений в объект НФА.
Речь идет о передаче вложений организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, в объеме затрат на модернизацию, дооборудование, техническое перевооружение или реконструкцию, в том числе с элементами реставрации. Указанные операции надо отражать на основании:
- Извещения (ф. 0504805);
- документов, подтверждающих объем произведенных капвложений по завершенным работам (этапам работ), которые надо приложить к извещению.
3. Исключена ссылка на старый ОКОФ.
Из п. 45 Инструкции № 157н исключена ссылка на Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 359.
4. Изменен перечень затрат, формирующих первоначальную стоимость НМА.
Из этого перечня исключены расходы в виде регистрационных сборов, госпошлины, патентных пошлин и иных аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов, а также вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов. Вместе с тем перечень расходов, формирующих первоначальную стоимость НМА, по-прежнему остается открытым.
5. Уточнены полномочия по регламентации порядка аналитического учета имущества казны.
Согласно обновленной редакции п. 145 Инструкции № 157н указанный порядок устанавливается в рамках учетной политики органа, осуществляющего функции и полномочия собственника имущества соответствующего публично-правового образования. В отношении казны субъекта РФ или муниципальной казны иной порядок может быть установлен финорганом субъекта РФ или муниципального образования.
6. Определен порядок учета объектов Госфонда РФ.
Инструкция № 157н дополнена новым разделом, регламентирующим порядок ведения бюджетного учета нефинансовых активов, составляющих ценности Госфонда России.