Aлeксaндрa Урoшлeвa
SergeyNivens / Depositphotos.com
Близится к зaвeршeнию рeaлизaция фeдeрaльнoй цeлeвoй прoгрaммы «Рaзвитиe внутрeннeгo и въeзднoгo туризмa в Рoссийскoй Фeдeрaции (2011-2018 гoды)», кoтoрaя былa утвeрждeнa Пoстaнoвлeниeм Прaвитeльствa РФ oт 2 aвгустa 2011 г. № 644. Нeдaвнo в OП РФ сoстoялись слушaния, нa кoтoрыx прeдстaвитeли пaлaты, Рoстуризмa и рeгиoнaльныx oтрaслeвыx министeрств oбсудили предварительные итоги исполнения программы.
Программой предусмотрено создание 688 объектов туристской инфраструктуры в 35 субъектах РФ. При этом на данный момент 378 объектов уже введены в эксплуатацию, 267 – находятся на стадии строительства, и еще 43 – построены, но не введены в эксплуатацию.
Руководитель Ростуризма Олег Сафонов указал на неудовлетворительные на сегодняшний день темпы реализации бюджетных средств в рамках программы. Добились своевременного целевого использования бюджетных средств в полном объеме только 7 субъектов РФ – республики Алтай и Ингушетия, Карачаево-Черкесская и Удмуртская республики, а также Вологодская, Новгородская и Тверская области.
По словам главы Ростуризма, в 2018 году в соответствии с заключенными соглашениями о предоставлении субсидий из федерального бюджета с 15 регионами РФ на строительство 30 объектов обеспечивающей инфраструктуры объем финансирования за счет средств бюджетов всех уровней составил 3,95 млрд руб., в том числе 3,28 млрд руб. из них – за счет средств федерального бюджета. За первое полугодие 2018 года из этих средств был потрачен 1,29 млрд руб.
Помимо реализации программной задачи по развитию туристско-рекреационного комплекса в России, с целью выполнения которой ведется строительство объектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры, Ростуризмом и региональными госорганами ведется работа по выполнению и других задач. Речь идет о повышении качества туристских услуг и продвижении туристского продукта РФ на мировом и внутреннем туристских рынках – эти две задачи также были поставлены федеральной программой. Глава профильного ведомства отметил, что для выполнения первой из двух упомянутых задач предпринимаются меры по совершенствованию системы образования по соответствующим направлениям. В рамках реализации второй задачи запланировано проведение 30 мероприятий, исполнение 17 из которых завершено.
Заместитель руководителя Ростуризма Николай Королев рассказал о подписании рамочных соглашений между агентством и субъектами РФ – участниками программы о реализации инвестиционных проектов по созданию туристских кластеров. Он отметил, что заключение таких соглашений направлено на обеспечение соблюдения условий предоставления и расходования средств федерального бюджета, ввода объектов обеспечивающей и туристской инфраструктуры в эксплуатацию, а также достижение запланированных программой значений и показателей.
Николай Королев указал, что из 45 программных инвестиционных проектов, соглашения об их реализации подписаны только по 34. То есть еще 11 регионов до сих пор не представили на согласование Ростуризму проекты соглашений, при том, что процесс их подписания ведется с апреля 2017 года. Он также обозначил проблему актуализации сводных планов по реализации программы субъектами РФ – многие регионы вовремя не вносят в документацию необходимые коррективы.
Представители профильных региональных органов по туризму отметили увеличение турпотоков в субъектах РФ за последние годы. Так, активно развивается туризм в Московской области. В рамках программы было запланировано привлечение 30 млн руб. внебюджетных средств на развитие туризма в области, а фактически будет привлечено к концу текущего года примерно в 2 раза больше. За последние 5 лет в Подмосковье турпоток увеличился в 3,5 раза – до 1,8 млн человек в год.
В Псковской области турпоток вырос до 480 тыс. человек в год, что в 2,5 раза больше, чем было в 2010 году. В регионе за счет средств инвесторов было создано 14 туристических объектов (ресторанно-гостиничные комплексы, развлекательные центры, кинотеатр и пр.), что обеспечило появление более 1 тыс. новых рабочих мест. Больше туристов также стало приезжать в Республику Ингушетия, Мурманскую и Ярославскую области, Хабаровский край.
Единственным субъектом РФ, финансовые обязательства которого по программе превысили федеральные, оказалась Республика Татарстан. В рамках программы, например, была построена перехватывающая парковка на подъездной дороге к острову-граду Свияжск.
Начальник управления внутреннего туризма и государственных целевых программ Ростуризма Владимир Гуник кратко осветил вопрос результативности и эффективности программы. Интегральная оценка эффективности реализации программы, которая определяется как средневзвешенная сумма оценок эффективности на основе установленных качественных и количественных критериев, в 2017 году составила более 17%. По показателям численности иностранных граждан, размещенных в гостиницах и хостелах, и объема платных туруслуг, оказанных населению, в 2017 году были достигнуты плановые значения. Так, платных услуг в сфере туризма в прошлом году было оказано на сумму в 160,5 млрд руб., что на 3% превышает показатель 2016 года. Владимир Гуник отметил также рост туристической привлекательности России в связи с проведением на территории страны Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.
Алексей Кожевников, руководитель комитета по туризму и вице-президент «Опоры России», поднял проблему методологии статистического учета в сфере туризма. Например, он указал, что одним из показателей программы является объем турпотока, но при этом отсутствуют единые для всех определение «туристического потока» и методика его подсчета – Росстат, Госдума, Минкульт России и регионы используют собственные методики.
Игорь Фомин, член Совета Федерации, который состоит в комитете верхней палаты парламента по социальной политике и курирует вопросы развития туризма, согласился с тем, что существует проблема определения единой методологии статистического учета в туристической отрасли. Однако, по его мнению, решение этой проблемы должно осуществляться не на уровне Ростуризма, а на уровне Правительства РФ или даже посредством принятия соответствующих федеральных законов. В качестве иллюстрации к проблеме он обозначил то, что представители малого бизнеса в сфере туризма (небольшие гостиницы, хостелы, турбазы и пр.) не обязаны предоставлять отчетность о прибывающих туристах в соответствующие госорганы, что является одним из факторов, которые негативно сказываются на итоговых цифрах по подсчету турпотока. Законом обязанность по предоставлению отчетности возложена в настоящее время только на туроператов, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма (ст. 17.7 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
Олег Сафонов подчеркнул, что реальные объемы турпотока значительно выше тех, которые официально фиксируются, – возможно в 2 или даже 3 раза. Такая ситуация складывается в том числе в связи с тем, что трудно учитывать тех туристов, которые останавливаются у друзей и родственников или арендуют жилье у физлиц. Глава Ростуризма обозначил также, что может иногда не попадать в статистические данные информация о лицах, которые совершают, например, деловые поездки.
Среди положительных сторон реализации федеральной целевой программы помимо прочих, эксперты назвали сопутствующий реализации масштабных инвестиционных проектов рост малого и среднего предпринимательства и «авторитета» туристической отрасли среди регионов. По оценкам представителей Ростуризма реальный вклад отрасли в ВВП страны составляет больше, чем фиксируемые сейчас 3,49%.
Председатель комиссии по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей, член совета ОП РФ, Елена Сутормина, отметила, что программа по развитию туризма действительно работает, и она уже подготовлена на следующие годы, а к участию в ней необходимо еще активнее привлекать регионы.
Напомним, что распоряжением Правительства РФ от 5 мая 2018 г. № 872-р была утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», а Ростуризму было поручено обеспечить разработку проекта программы. Согласно п. 3 этого распоряжения предельный (прогнозный) объем финансирования программы за счет средств федерального бюджета составляет 69,27 млрд руб.