Eлeнa Сaмтынoвa
Devin_Pavel / Depositphotos.com
Сeгoдня с инициaтивoй o нeoбxoдимoсти внeсeния измeнeний в Фeдeрaльный зaкoн oт 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «O вoйскax нaциoнaльнoй гвaрдии Рoссийскoй Фeдeрaции» (дaлee – Зaкoн № 226-ФЗ) выступили дeпутaты Гoсдумы Александр Хинштейн, Василий Пискарев и Валерий Гартунг.
Статью 4 Закона № 226-ФЗ предлагается1 изложить в новой редакции, в которой обязать сотрудника войск Росгвардии называть свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения в следующих случаях:
- если имеются подозрения в совершении гражданином преступления или нахождения его в розыске, либо если имеется повод к возбуждению дела в отношении него об административном правонарушении, либо если имеются основания для задержания в предусмотренных законом случаях (п. 4 ч.1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ);
- при осуществлении приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ (п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ);
- при контроле за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением ими законодательства РФ в области оборота оружия (п. 16 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ);
- при выдаче лицензии и удостоверения на осуществление частной охранной или детективной деятельности; проведении проверок частных охранников и работников юрлиц, деятельность которых связана с применением оружия и специальных средств (п. 18 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ);
- осуществления контроля за деятельностью частных охранных организаций и частных детективов, а также за образовательной деятельностью организаций, обучающих частных охранников и детективов (п. 20 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ);
- при проверке места производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, объектов, где они обращаются, места утилизации боеприпасов; при проверке у граждан документов, подтверждающих законность владения ими гражданским, служебным или наградным оружием, его изъятии; при участии в проверке знания правил безопасного обращения с оружием, проверке мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях; при выдаче предписаний об устранении нарушений правил оборота оружия; при участии в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов IV и V классов (п. 24 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ);
- при входе по предъявлении служебного удостоверения в помещения, занимаемые частными охранными организациями и частными детективами, а также в помещения организаций по обучению частных охранников, частных детективов в целях контроля за соблюдением законодательства РФ в области частной охранной и детективной деятельности; осмотре места хранения специальных средств и огнестрельного оружия; проверке организации частной охраны на соответствие установленным правилам; получении информации о частных охранных организациях и охранниках, частных детективах и об обучающих организациях; при выдаче предписаний об устранении нарушений правил частной охранной и детективной деятельности (п. 26 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ);
- при исполнении решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов (п. 27 ч. 1 ст. 9 Закона № 226-ФЗ).
Кроме того, в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, росгвардеец должен будет разъяснить ему причину их применения, а также возникающие у гражданина в этой связи права и обязанности.
Законопроект также предусматривает случаи, когда сотрудник Росгвардии может не представляться и не зачитывать права гражданам. От этих обязанностей он может быть освобожден, если возникли обстоятельства, непосредственно угрожающие его жизни и здоровью или иных лиц, либо ситуации, которые могут повлечь за собой иные тяжкие последствия.
Как указывается в пояснительной записке к законопроекту, провозглашенный в действующей редакции ст. 4 Закона № 226-ФЗ принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина в должной мере не раскрывается. Законодательное закрепление проектируемой нормы необходимо, поскольку росгвардейцы несут службу в одной дислокации с сотрудниками ОВД, осуществляя смежные задачи. Они так же вправе пресекать противоправные действия, преступления, проверять документы у граждан, при этом существующий пробел в законе лишает последних возможности убедиться, что к ним обращается именно уполномоченный на то представитель власти.
Аналогично отсутствует правовое регулирование о необходимости представляться сотрудникам лицензионно-разрешительной работы и госконтроля Росгвардии, осуществляющих контроль за оборотом оружия и за частными охранными организациями и частными детективами. В этой связи законопроект призван уточнить содержание принципа соблюдения прав и свобод человека и гражданина и порядок его действия при осуществлении войсками национальной гвардии своей деятельности.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 843907-7 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.