AndreyPopov / Depositphotos.com
В рaмкax гoспрoгрaммы пo сoдeйствию зaнятoсти нaсeлeния из фeдeрaльнoгo бюджeтa бюджeту субъeктa РФ были пeрeчислeны средства, которые орган власти региона впоследствии выделил работодателям в качестве субсидий для создания специальных рабочих мест для инвалидов, адаптированных к их потребностям и к ограничению их возможностей, а также трудоустройство инвалидов на такие места. При этом должны быть учтены требования к специальным рабочим местам для инвалидов-колясочников, а также для инвалидов с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательных функций (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2018 г. № 305-КГ18-21575).
Между тем, при проверке, проведенной в отношении органа власти субъекта РФ, специалистами казначейства было установлено, что фактически субсидии направлялись на создание работодателями обычных рабочих мест и закупку обычного производственного оборудования, не имеющих специальных приспособлений для восполнения функций инвалидов, в частности:
- для приема на работу на должность продавца-кассира и кухонного рабочего инвалидов 3 группы приобретены витрины и камеры холодильные;
- для приема на работу на должность дворника инвалида 3 группы с нарушением опорно-двигательной функции и ограничения нагрузок на опорно-двигательный аппарат, закуплены газонокосилка бензиновая и снегоуборочная машина;
- для приема на работу на должность менеджера инвалида 3 группы приобретены источник бесперебойного питания, сканер штрих-кода, принтер этикеток, принтер чеков, сетевое хранилище – обычное оборудование для работы на ЭВМ для организации торговли;
- для приема на работу на должность продавца-консультанта инвалида 3 группы была установлена система видеонаблюдения;
- для приема на работу на должность слесаря инвалида 3 группы приобретены: мойка высокого давления, сварочный аппарат и шлем сварщика, домкрат подкатной, бензокоса, набор инструментов (гаечные ключи), – обычное оборудование для помывки машин, сварочных, хозяйственных и слесарных работ;
- для приема на работу на должности весовщиков двух инвалидов 3 группы приобретены: вагон-бытовка, столы, стулья не специального назначения, весы фасовочные, тумбы, гардеробы, масляные обогреватели, электросчетчики, боксы, щиты пластиковые, розетки, выключатели и прочее.
Указанные расходы проверяющие признали нецелевыми и потребовали от администрации субъекта РФ перечислить соответствующую сумму в федеральный бюджет.
Администрация в свою очередь попыталась доказать, что принимаемые на работу инвалиды не нуждались в специальном оборудовании и иной специальной оснастке рабочих мест.
Однако суды трех инстанций согласились с выводами казначейства. ВС РФ поддержал коллег, отказавшись передавать дело в Судебную коллегию, и указал, что факт отсутствия у инвалидов, трудоустроенных на рабочие места, оборудованные с использованием средств субсидии, потребности в специальных средствах организации труда, не свидетельствует о праве органа власти использовать средства целевого финансирования по собственному усмотрению.