фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв
Oбщee финaнсирoвaниe нaуки
Нeсмoтря нa сущeствeннoe увeличeниe финaнсирoвaния фундaмeнтaльныx исслeдoвaний в 2018 гoду пo срaвнeнию с прoшлым гoдoм (примeрнo на 30 миллиардов рублей, или на 25%), общие расходы на гражданские исследования и разработки выросли незначительно. Судите сами: в отношении к ВВП уровень расходов федерального бюджета на фундаментальные исследования в этом году составит всего 0,15%, что в 1,5–2 раза меньше, чем в среднеразвитых странах Европы (Венгрия, Польша, Португалия и пр.), не говоря уже о хорошо развитых. Даже в 2009 году бюджетные расходы на фундаментальные исследования достигали у нас 0,21% ВВП.
— Мы считаем, что необходимо увеличить уровень расходов на фундаментальные исследования из средств федерального бюджета в ближайшие пять-шесть лет примерно в два раза к ВВП, то есть с 0,15% до 0,3%. Это позволит нам подтянуться к уровню среднеразвитых государств по уровню зарплат и расходов на оснащение лабораторий, — отметил руководитель аналитического центра профсоюза работников РАН Евгений Онищенко.
Справка «МК». В ЮАР на фундаментальные исследования расходуется 0,17% ВВП в год, в Мексике — 0,16%, в России — 0,15%.
Справка «МК». При предусмотренном Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 уровне расходов в 1,77% ВВП, который должен был быть достигнут к 2015 году, в реальности в 2016 году внутренние затраты на исследования и разработки составили 1,1% ВВП (наиболее свежие официальные данные).
Как успокоить регионы
Невыполнение части майских указов президента привело к ряду серьезных проблем. Из-за неисполнения указа о должном финансировании оказалось очень сложно выполнить другой указ — о повышении зарплат научных сотрудников до удвоенной средней зарплаты по региону. Так появились серьезные территориальные диспропорции в уровне оплаты труда научных сотрудников в столице и на окраинах. Многие хорошо работающие институты (в условиях низкой оплаты труда в регионе) за счет своей активной деятельности, позволяющей получить им деньги из внебюджетных источников, уже выполнили указ президента. И по правилам никакого дополнительного бюджетного финансирования теперь не получили. А многие не отличающиеся особыми успехами институты в центре получили. Вот что сказал по этому поводу председатель профсоюза, заведующий лабораторией Института общей физики РАН им. А.М. Прохорова Виктор Калинушкин.
— Наша позиция заключается в том, что для научного работника за счет госзадания должно быть предусмотрено финансирование зарплаты в районе двойной средней по России. Подчеркиваю, не по региону, а по России. Сейчас средняя российская оплата труда — 38 тыс. руб., если умножим на два — это 76 тыс.руб., такой и будет средняя зарплата научного работника в месяц за счет госзадания.
Чем работник хуже сотрудника?
Еще одна проблема возникла при дифференциации в оплате труда различных категорий работников институтов — научных сотрудников, руководителей структурных научных подразделений, а также иного персонала, что уже привело к росту социальной напряженности и оттоку квалифицированного инженерно-технического персонала. Еще бы, ведь среди перечисленных зарплату повысили только научным сотрудникам. В профсоюзе предлагают решить проблему следующим образом. Если размер оплаты труда научных сотрудников и руководителей структурных научных подразделений должен быть предусмотрен на уровне не ниже двух среднероссийских размеров оплаты труда, то остального персонала — на уровне не ниже 1,5 среднероссийских размера оплаты труда.
Зарплата сотрудника не должна уходить на оплату ЖКХ института
— Для научных организаций, подведомственных ФАНО России, в 2018 году доля заработной платы в общем объеме субсидии на выполнение государственного задания будет превышать 90%. При этом в распоряжение организаций поступает недостаточно средств даже для обеспечения текущей деятельности (оплаты коммунальных услуг, налогов, ремонтных работ), не говоря уже про полноценное материально-техническое обеспечение научных исследований, — обозначил еще одну проблему Евгений Онищенко. — Мы предлагаем внести изменение в эту пропорцию — незарплатная часть должна соотноситься с зарплатной не как 10 к 90, а как 30 к 70.
Еще одно предложение представителей профсоюза касалось разделения государственного задания научных организаций на две части: «базовую», обеспечивающую стабильность работы научной организации, и «тематическую», состоящую из полученных от государства, как правило, на основании конкурса средств на проведение работ по той или иной конкретной тематике.